Генерал від інфантерії Михайло Іванович Драгомиров вважався в Європі провідним військовим теоретиком. Високі посади командувача Київським військовим округом, а далі Київським генерал-губернатором вважались повідними і дуже відповідальними у 19 ст.
33 цитаты командующего Киевским военным округом генерала от инфантерии, начальник российской Академии Генерального штаба, генерал-губернатор Киевской, Волынской, Подольской губерний, Михаила Ивановича Драгомирова.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМАНДИРА
1. "Авторитет утверждается за тем, кто во имя дела и его не боится потерять.
2. Где есть самоотвержение, там будет и повиновение.
3. Ведет себя достойно перед неприятелем только тот, кто ведет себя достойно перед начальником.
4. Для развития в младших начальниках привычек самостоятельности, достоинства и уважения к самим себе, нужно освобождение от страха ответственности: нужно помнить, что подчиненный начальник должен иметь и свое мнение и в критике его распоряжений не только не допускать громов и молний, но даже и то помнить, что всякое дело можно сделать на двадцать ладов, и что наше мнение, не есть лучшее потому только, что мы старше и что нам отвечать не имеют права.
5. Когда подчиненный боится, что его распекут, он чувствует непреодолимый позыв распечь своего подчиненного.
Подчинение отдельных лиц может быть основано на одном официальном авторитете, хоть и то не всегда; подчинение коллективных организмов коренится прежде всего на авторитете нравственном: в авторитете характера и знания дела.
6. Воспитывает не строгость, а неуклонность и непрерывность применения раз поставленного, но непременно данного, целесообразного требования.
ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МОТИВАЦИИ:
6. Наше дело все построено на самоотвержении и самоотречении: кто этого не понимает, кто не может поступиться своею личностью во имя дела, тот никогда не будет порядочным военным.
7. Если бы всякий военный был проникнут мыслью, что он назначается как кровавая жертва для блага всего народа, что он в народе представитель великого принципа, что "нельзя иметь любви больше того, как душу свою положить за други своя"; если бы это помнили постоянно, возник бы другой строй мысли и другое обращение и другой характер занятий; мы обречены на смерть, должны вести и держать себя, как таковые.
8. Ищите прежде всего внутреннего порядка и в себе и в людях, жизнь которых в бою вам вверяется, остальное приложится.
9. Для уничтожения врага нужна стройность в душе гораздо больше, нежели в формах и горе тому, кто не запасся первою в мирное время.
10. Пора понять, что рота - живой организм, что люди в ней срастаются, как атомы в теле.
Человек дает то, чего от него требуют, так уж он устроен.
11. В военном деле все основано на единодушии, товариществе в виду этого все способствующее развитию товарищества, должно быть поощряемо; все препятствующее внимательно устраняемо.
12. Дисциплина стала силой столь же обязывающей, сколько и обеспечивающей от неправых посягательств: столь же облекающей властью, сколько и сдерживающей произвол.
13. Для успеха дела необходимо укоренение в солдат веры в то, что начальник требует от него дела и только дела; это лучшее пособие дисциплины в мирное время и единственная ее опора в военное время.
14. Большие начальники забывают, что для них тоже есть дисциплина.
15. Дисциплина заключается в том, чтобы вызывать на свет Божий все великое и святое, таящееся в глубине души человека.
ЗНАЧЕНИЕ СОЛДАТА И ОФИЦЕРА
16. В наше время офицер не только военный чин, но нечто большее: он общественный деятель в гражданском смысле слова, потому что призван играть и не последнюю роль в народном образовании.
17. Велика и почтенна роль офицера и тягость ее не всякому под силу. Много души нужно положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: много людей прошло через мои руки, и весьма мало между ними было таких, которые оттого не стали лучше, развитие, пригоднее для всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем; ни одного не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собственным силам. Все привыкли подчинять свою волю достижению одной общей цели по сознанию своего долга, а не из-под палки; из неграмотных столько-то сделал грамотными; из незнающих никакого мастерства - столько-то портными и сапожниками".
18. Воспитание солдата должно стоять выше образования; воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранца дан был даже один только день. В военном человеке воспитание характера, воли должно быть поставлено выше всего и прежде всего.
19. Теперь самоуважение в солдате не только не вредно, но необходимо для успеха в бою.
20. Для солдата логичность действий выгоднее логичности слов, ибо его назначение - действовать. Не рассказывайте, что нужно делать, а покажите как это сделать, и один подобный показ будет стоит сто объяснений.
21. Педантизм есть именно тот яд, который убивает лучшую систему, вытесняя из нее дух и обращая в безжизненную форму: (есть область, где педантизм не только уместен, но и обязателен, необходим - это в сбережении сил солдата).
Вредный обычай удерживается от того времени, когда офицеры были для солдат "господа", должен быть оставлен.
ВЕДЕНИЕ БОЯ
22. Чтобы победить, нужно быть не вообще сильнее своего противника, но сильнее его только в точке удара и в минуту удара.
23. Нужно решать всегда задачу сначала за неприятеля, а потом уже свою собственную; наполеоновские вопросы: "Что я сделаю, если неприятель появится с фронта, справа, слева, с тылу?"
24. Успехи в усовершенствовании огнестрельного оружия и техники не умаляют, а увеличивают значение человека, как главного орудия на войне.
25. В военном деле безумные решения бывают иногда самыми разумными; самая нелегкая, но настойчивая решимость стоит неизмеримо выше колебаний и нерешительности, какими бы разумными доводами они не мотивировались.
ЗНАЧЕНИЕ УСТАВА И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
26. Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное.
27. Чтобы научиться искать неприятеля, нужно в мирное время хотя что-нибудь искать: в этом смысле даже баба, разыскивающая грибы или ягоды в лесу, гораздо более подготовлена к сторожевой службе, чем большинство солдат.
28. Нужно вести войска в обучении так, чтобы даже и приведенная в беспорядок часть не теряла возможности исполнять возлагаемые на нее назначения.
29. Ружейные приемы мы проходим показом, а тактику оставляем в состоянии рассказа, предоставляя себе приятное право указания ошибок на маневрах; сначала покажите, а потом и требуйте! Пора самолюбие спрятать в карман и помнить, что "только губящий свою душу, обрятет ее".
30. Если обучаемые не понимают, то значит обучающий не доразвился до того, чтобы всякий его понимал.
31. Где граница устава? Она заключается в том, что устав дает только основные типы боевых порядков, предоставляя соображению начальника видоизменять эти типы, смотря по обстоятельствам. А советов он давать не может, ибо он приказывает.
32. Устав-книга: он говорит, что должно быть, но не говорит, как добиться, чтобы оно было.
33. Во всех современных армиях не обращено почти никакого внимания на развитие упорства и способности не приходить в отчаяние ни от каких враждебных случайностей".
Михаил Иванович Драгомиров, 1830-1905, один из лучших военных теоретиков 19-го века, автор популярного в свое время "Учебника тактики" 1879 года, герой русско-турецкой войны, генерал от инфантерии, начальник российской Академии Генерального штаба, генерал-губернатор Киевской, Волынской, Подольской губерний, командующий войсками Киевского военного округа.
Родился и умер в Конотопе, в 1992 году там был установлен памятник. В Киеве и Конотопе есть улицы Драгомирова.
Джерело
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.