Коли позаду війна, а попереду – пустка: вражаюча самотність бійців, які повернулися з фронту у фотопроекті "Камуфляж"

Люди з фронту відчувають себе чужими в мирному житті. У щоденних сухих для нас повідомленнях "звідти" криється доля їх побратимів і друзів. «Камуфляж» - це німе запитання: чому так змінилися люди?

 Олесь Кромпляс

Олесь Кромпляс, 33 года

Родился в Полтавской области, живет в Киеве. Окончил Национальный авиационный университет, с 2008 года занимается фотографией. В 2014-м вступил в ряды добровольческого батальона «Азов» и принимал участие в штурме Мариуполя, обороне Донецкого аэропорта, операциях под Иловайском, воевал в Широкино и Дебальцево. В ноябре 2016 года снимал в Авдеевской промзоне, фотографии из которой показал на выставке PROMKA в Киеве и издал в виде фотокниги.

— За четыре года войны в Украине около двухсот тысяч бойцов побывали в зоне АТО. На пути к профессиональной армии украинское общество пережило шесть волн мобилизации. Армия стала боеспособной и современной, мы можем уважать ее солдат и гордиться ими.

Однако проблемы возвращения бойцов к мирной жизни решаются властью в последнюю очередь: их реинтеграция осталась за пределами попыток реформирования. Социальные институты работают «ради галочки» и перекладывают проблемы на плечи самих бойцов.

Чтобы получить льготы, бывшие бойцы бегают по инстанциям, выбивая гарантированные государством права. Но демобилизованные еще делят окружающий мир на своих и чужих, они не восстановили «гражданской» гибкости мировосприятия и отвыкли от бюрократических реалий. Им трудно контактировать с государственными органами и другими институтами. Поэтому у них частые проблемы с трудоустройством.

Люди с фронта чувствуют себя чужими в мирной жизни. В ежедневных сухих для нас сообщениях «оттуда» кроется судьба их собратьев и друзей. Им больно видеть улицы города, где люди обыденно снуют в толпе, погруженные в ежедневные личные проблемы.

Эта фотосерия — попытка передать одиночество бойцов, вернувшихся с фронта: прежде всего добровольцев, которые закрывали собой бреши в фронте, исправляли провалы руководства, не давали сдавать города, а сейчас остались один на один со своими проблемами.

Фотографии передают субъективное видение реинтеграции бойцов, а также мою интерпретацию реакции общества. Как человеку, прошедшему тот же путь возвращения, мне хотелось, чтобы люди со стороны посмотрели и на эти проблемы, и на самих себя.
Фотопроект "Камуфляж"



«Камуфляж» — инсайдерский проект. Как доброволец, я еще с начала войны отслеживал трансформацию отношения общества к людям в камуфляже. В 2014 году их горячо приветствовали, с жаром жали руки, совали деньги в карман. Публика сердечно прощалась с уходящими на фронт добровольцами и жадно ловила каждую весть из зоны АТО.

С наступлением 2015-го общество застыло в ожидании, пришла апатия. Спустя год события на фронте волновали лишь небольшое количество людей. Остальные факт войны в стране просто игнорируют, пытаются жить так, будто ее нет. У них камуфляж вызывает негатив: словно совесть, зеленая в пятна одежда напоминает о войне, болезненно срывает розовые очки.

Это проект всех тех, кто «один в поле воин», посвящение всем волонтерам, которые занимаются возвращением бойцов к мирной жизни. Это медленная, кропотливая, неблагодарная и незаметная работа — на ней не получишь народную любовь, не соберешь тысячи лайков, однако такая поддержка нужна каждому, кто возвращается с фронта домой.

«Камуфляж» — это немой вопрос: почему так изменились люди?

Времена, когда фотография должна была провоцировать чистые эмоции, давно прошли. Сейчас уже не комильфо шокировать зрителей «чернухой». Рынок требует все более глубокого осмысления заданной темы. Современное общество выбросило из жизни все сложные темы и «острые углы», теперь малейший выход за рамки спокойной жизни вызывает у людей целую бурю эмоций.

"Я старался применить максимум художественных приемов для достижения чувства неудобства у зрителя: заваленные горизонты, неправильное кадрирование, разные по рисунку объективы, «обрезанные» люди. Я старался не использовать прямых противопоставлений и контрастов, чтобы не уйти в банальность. Также смешивал новый и просроченный слайд, «мыльную» и новую пленку. В ход пошли и Leica M3 50-х годов, и беспилотник Phantom последней версии.

Удалось ли мне достичь своих эстетических целей — судить критикам. Мне же хотелось бы, чтобы каждый задумался над вопросами, поднятыми проектом".

Автор фотопректу Олесь Кромпляс

Джерело

Опублікував: Evora
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

За тиждень у християн східного обряду Великдень! Що дозволяється робити у Вербну неділю і чого не бажано

неділя, 9 квітень 2023, 8:18

За тиждень до Великодня, також у неділю, віруючі йдуть до церкви святити гілочки верби і приносять їх додому для захисту оселі, родинного добробуту та здоров'я рідних. Цей день називають Входом Господнім у Єрусалим, Вербною неділею, "шутковою" або "кві...

З архіву ПУ. Неймовірне нахабство: Путін привласнив собі історію України

середа, 27 липень 2022, 23:55

Кривавий диктатор відкрито збрехав, що хрещення Русі нібито стало відправною точкою розвитку російської державності "забувши", що під час хрещення Русі в Києві в 988 році не існувало навіть Москви. Глава Кремля 28 липня 2018 року заявив, що хрещення Ру...