Что Малороссия, что Новороссия – в современной Украине слова ругательные или, выражаясь литературно, имеющие негативную коннотацию. Их публичное использование всегда ведет к резкому обострению любой ситуации, а ситуации бывают разные. К примеру, для жителя Галичины (как и вообще всякого образцового патриота) "Малороссия" – синоним унижения, некоего рабского состояния духа, подчиненности Москве. А "Новороссия" – это, конечно, непризнанные республики, зло и сепаратизм.
Тем ужаснее для неокрепших умов будет информация о том, что Малая Русь – это Галичина и есть. А Новороссия – очередное название территорий от Дуная и аж до самого Дона, которые в европейских источниках именовались то "Диким Полем", то "Украиной", что тогда было одним и тем же.
Негативные коннотации для наших современников начали формироваться в те давние времена, когда Киев несколько раз разграбили, разрушили и сожгли. На цветущих землях Киевской Руси (это название почему-то всех устраивает) усилиями монголо-татар воцарились уныние и разруха. Киевский митрополит к тому времени переместился в новую столицу, устроенную князем Андреем Боголюбским во Владимире-на-Клязьме, а затем и в городок Москва. На тот момент – самое безопасное место в кровавом бардаке, который творился на пространстве от реки Рось до реки Волхов.
То есть, как нетрудно заметить, Киевская Русь уменьшилась в размерах и в наших краях была представлена только Галицко-Волынским княжеством. Оно сдалось заранее, а потому практически не пострадало, оставшись хатой с краю. Православной хатой под названием "Малая Русь". Религиозная сторона вопроса тут ключевая, поскольку управлялись православные христиане из Константинополя, а там хотели какой-то административной четкости. Опираясь чисто на географические масштабы, патриарх Афанасий определил, что малая часть Руси на юго-западе будет управляться одним митрополитом (для чего возвел в сан галицкого епископа Нифонта). А большая на севере – другим. Тот, кто больше, и будет "Всея Руси", что логично.
Более того, следующий галицкий митрополит Петр, ставленник князя Юрия (внука Данилы Галицкого) тоже стал митрополитом всея Руси. Ну и переехал в столицу, как водится. Так со временем получился Московский патриархат, и если у кого есть претензии по этому поводу – предъявлять их надо монголам, из-за которых в Киеве жить стало решительно невозможно.
Для Запада тоже не было вопросов, где находится Малая Русь, а где Большая. В 1429 году папский легат, информируя неназванное лицо о предстоящей коронации великого князя литовского, пишет, что все должно состояться "в городе Луцке, расположенном на пограничье между Русью и Подолией". Подолия не имела четких границ, поскольку также называлась Поле, "Безлюдные пустые места" и располагалась между Днепром и Днестром. По версии картографа Гийома Левассера де Боплана "Пустынные поля, в просторечии Украина".
Немецкий гуманист Гартман Шедель в "Хронике мира" 1493 года говорит о земле, что находится "после Русии" как о "выжженном и запустелом месте". Дальше, по ту сторону Днепра, вообще было неведомое. Другой немец, Конрад Цельтис, дополняя Шеделя, называет это пространство "Сарматией", и под таким именем она живет дальше, в "Космографии" Себастьяна Мюнстера 1544 года и других изданиях.
С созданием в польской королевской канцелярии "русского отдела" (Русской метрики) ее деятельность охватывала четыре воеводства: Киевское, Волынское, Брацлавское и Черниговское. Такой была Малая Русь по состоянию на конец XVI века. Все остальное было тем же полем, по которому скакали татары с целью пограбить и пожечь украинские села, пополнив запас свежих рабов на продажу.
В ходе дальнейших многочисленных войн с поляками и татарами за веру православную и за народ территория Малой Руси от первоначальных шести епархий постепенно увеличивалась, для простоты произношения превратившись в Малороссию. С XVII века это вообще одно из официальных названий Гетманщины. Самое что ни на есть исконное и украинское, прошедшее тьму веков и многие испытания.
Что же до Дикого Поля ("Украины"), то поделать с ним никто ничего не мог аж до века осьмнадцатого. Тем более что турки имели конкретные виды на побережье Черного моря и настроили там крепостей с янычарскими гарнизонами: нынешние Очаков, Измаил, Одесса, Белгород-Днестровский, Килия; не сохранившиеся Кинбурн и крепость на острове Березань. По остальной территории по-прежнему скакали татары.
В ходе ряда войн, в совокупной непрерывности длившихся около 40 лет, турки получили по голове, потеряли все крепости и дельту Дуная. Так на просторах бывшей Дикой Степи получилась Новороссия, вновь обретенные земли, по которым больше никто не скакал. Как выразился по этому поводу в 1910 году великий географ Семенов-Тян-Шанский П. П., "только Потемкину - этому "великолепному князю роскошнейшей Тавриды" – удалось неразрывно соединить всю Новороссию с остальной равниной Европейской России и включить в корону Екатерины II ее лучшую жемчужину – горный Крым".
Границы Новороссии в ходе турецких войн несколько раздвинулись. "Состоящая из губерний Бессарабской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской, области войска Донского и Ставропольской губернии, занимает южную окраину Европейской России, примыкающую к Черному морю и к Манычу – этой впадине, по которой когда-то Каспийский бассейн, по-видимому, соединялся с Черноморским", – вот так это изложено в "Полном географическом описании России", том 14 "Новороссия и Крым".
Населенная по приглашению ея императорского величества самыми разнообразными этнографическими элементами, во главе с великороссами и малороссами, "Новороссия начала сгущать свое население и разрабатываться под земледелие свои девственные степи со сказочной быстротой". Особенно после прокладки сети железных дорог и началом разработки угольных копей Донбасса и рудных – Криворожья. Горный Крым сделался тогда же крупнейшим поставщиком фруктов и излюбленной климатической станцией для всех состоятельных классов населения.
Любопытно, но если взглянуть на карту XIX века, Малороссия и Новороссия практически совпадают с картой электоральных полей условных "оранжевых" и "бело-голубых". "Отдельность" Юго-Востока была заложена столетиями, и конечно, стать "Малороссией" он не сможет никогда. И наоборот. А Галичина, когда-то давшая название большей территории, давно отгородилась от нее другой религией, другим языком и другими привязанностями, что сохраняется и по сей день.
С этим можно примириться и жить как с исторической данностью. А можно пытаться насильно слепить все – в один комок. Вот только семи столетий у нас для этого нет.
Дмитрий ЗАБОРИН, историк, директор Центра прикладной политологии
За тиждень до Великодня, також у неділю, віруючі йдуть до церкви святити гілочки верби і приносять їх додому для захисту оселі, родинного добробуту та здоров'я рідних. Цей день називають Входом Господнім у Єрусалим, Вербною неділею, "шутковою" або "кві...
Кривавий диктатор відкрито збрехав, що хрещення Русі нібито стало відправною точкою розвитку російської державності "забувши", що під час хрещення Русі в Києві в 988 році не існувало навіть Москви. Глава Кремля 28 липня 2018 року заявив, що хрещення Ру...